Анатолий Васильевич Ляпидевский
Советский лётчик, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.
Родился 10(23) марта 1908 года в селе Белая Глина Краснодарского края.
Образование - Ленинградская военно-теоретическая школа ВВС, Севастопольская школа морских летчиков, Военно-воздушная академия имени Н.Е.Жуковского.
Детство провел в станице Старощербиновской, юность - в Ейске. Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом, помощником шофера на маслобойном заводе.
В армии с 1926 года. Служил в строевой части ВВС Балтийского флота, летчиком - инструктором в Ейской школе военно-морских летчиков. С 1933 года работал пилотом в Дальневосточном управлении ГВФ.
В 1934 году принимал участие в спасении экспедиции «Челюскина». За мужество и отвагу ему было присвоено звание Героя Советского Союза, со Звездой № 1.
С 1935 года вновь в армии. 1939 год - начальник главной инспекции НКАП.
1940-1941 годы - начальник 8-го отдела (отдел эксплуатации, летных испытаний и доводок) ЦАГИ. Затем - директор московского авиационного завода 156.
1942-1943 годы - заместитель командующего ВВС 19-й армии, заместитель командующего 7-й воздушной армии Карельского фронта.
1943 год - директор авиационного завода. 1945 год - главный контролер Госконтроля
СССР, заместитель министра авиационной промышленности, директор авиационного завода.
С 1961 года - в запасе. Работал заместителем главного инженера опытного завода.
Награжден 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й 2-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почета», медалями.
Умер в 1983 году.
В селе Белая Глина установлен памятник нашему земляку, выполненный из авиационного алюминия. Находится он в парке села. В районном музее имеется экспозиция посвященная А. В. Ляпидевскому, включающая в себя его личные вещи.
В 1933 году пароход «Челюскин», совершая рейс по освоению Северного морского пути, был затёрт льдами. Летчик полярной авиации Главсевморпути Анатолий Ляпидевский с самолётом «АНТ-4» оказался ближе всех к ледовому лагерю челюскинцев. За 20 дней он со своим экипажем 29 раз пытался отыс¬кать лагерь Шмидта. Наконец Ляпидевский обнаружил льдину с миниатюрной посадочной площадкой. Летчик вывез десять женщин и двух девочек. Только через месяц другие лётчики заверши¬ли операцию спасения. В честь подвига великолепной семёрки Ляпидевского, Леваневского, Каманина, Молокова, Водопьянова, Слепнёва, Доронина было учреждено звание Героя Советского Союза. Золотую Звезду Героя № 1 получил Ляпидевский.
На него навалилась всемирная слава, но Анатолий не собирался почивать на лаврах. Он с отличием окончил Военно-Воздушную Академию РККА и стал классным авиационным инженером. Работал в авиаинспекции, в ЦАГИ. С осени 1942 года на Калининском фронте громил гитлеровцев, командуя группой пикирующих бомбардировщиков «Ту-2». Но по просьбе авиаконструктора Туполева Анатолия Васильевича отозвали с фронта в Москву для руководства авиазаводом. Андрей Николаевич ценил Ляпидевского за талант инженера и организатора. Вот почему он и выхлопотал его с фронта на завод, где Анатолий Васильевич был нужней для выпуска фронтовых самолётов.
В феврале 1949 года Герой № 1 был назначен заместителем министра авиационной промышленности, однако через два месяца по приказу вышестоящей инстанции снят с этой должности. Удар был неожиданный, крайне болезненный и опасный. Могли и посадить. Причина та же, что и в 1930-м. Тогда Ляпидевского обвинили в том, что он - лётчик-инструктор Ейского военно-морского авиационного училища - скрыл своё происхождение из церковного сословия, обманом проник в комсомол, в ряды лётчиков Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота, пытался внедриться в партию большевиков. Однако, по возвращении с челюскинцами из Владивостока прямо в поезде без годичного кандидатского стажа его приняли в партию.
Ему предложили должность директора завода № 25, Ляпидевский сразу согласился. А в 1954 году завод подключили к решению совершенно новой, важной государственной задачи. Ляпидевский стоял в самом начале формирования новой отрасли - создания ядерных боеприпасов для различных видов Вооруженных сил СССР. Разрабатывались самолёты - носители атомных и термоядерных бомб, межконтинентальные ракеты. Герой создавал нейтронные взрыватели ядерных бомб. Анатолий Васильевич работал почти круглосуточно, участвовал в полевых испытаниях ядерных зарядов. Приходилось работать с сильно облучёнными приборами и выбросами радиоактивности, что сказалось на его могучем здоровье.
В 50-60-е годы радиационная гигиена и средства защиты организма были разработаны недостаточно. Руководство признавало: «Особенно страдали работники 25-го и 26-го заводов». Но всё это было строго засекречено. Спустя много лет Ляпидевский признался жене Ирине Александровне: «Я сильно облучился».
Весной 1961 года его неожиданно уволили из Вооружённых сил. То было время, когда Никита Хрущев безжалостно расправлялся с кадрами, не обращая внимания на высокий профессионализм, знания и богатый опыт. Но Ляпидевского пригласил Артем Иванович Микоян на свою фирму ведущим конструктором для участия в работе над истребителями «МиГ».
|