Вторник, 23.04.2024, 11:14 Приветствую Вас Гость | RSS
Белоглинский историко-краеведческий музей
Баннер
Меню сайта
...
Форма входа

История одного экспоната


ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛА

В 1820 году на месте села поселился хутором крестьянин Рябошапка. Так как здесь было много свободной казенной земли, степь покрывалась роскошною травой, а по берегам реки росли непроходимые камыши, то хутор Рябошапки стал быстро увеличиваться новыми поселенцами, и в 1830 году из него образовалось село. Название свое село получило от большого количества добываемой на одной из площадей его, называемой «Глинище», хорошей, белой, употребляемой для побелки домов глины.

         В 1897 году, впервые в России, была проведена перепись населения. К этой дате в Белой Глине насчитывалось 1867 дворов, 2140 домов. По окладным листам 3443 ревизских душ, а по посемейным спискам - 5733 мужского пола и 5670 женского пола наличных душ.1 По инициативе богатеев сход граждан весной 1870 года решил не принимать в число жителей села вновь прибывших переселенцев, а записывать их отдельно и именовать иногородними. Лиц, не причисленных к обществу, насчитывалось 760 душ мужского пола и 640 женского пола.2

         Коренные жители села состояли из малороссов и великороссов, переселившихся сюда большей частью из Воронежской, Курской и Харьковской губернии. Образовались целые улицы гончаров, сапожников и других мастеровых и богатеев.

         До Октябрьской революции село делилось на сотни: Бараховскую, Сузовскую, Форштадскую, Белгородскую, Николаевскую, Мамоновскую, Валуйскую и Широкую. Сперва в каждой было по сто дворов, впоследствии дворы прибавлялись, а названия так и остались.2

         По владенной записи село имело 44719 десятин удобной и 750 десятин неудобной земли. Душевого надела на ревизскую душу приходилось 12 десятин, а на наличную - семь десятин. Местный торговец старообрядец Петр Волков имел собственный участок земли в 500 десятин. Большинство жителей имели огороды и в 20 дворах были фруктовые сады. В небольшом количестве белоглинцы сажали все огородные растения.

         Село богато было водой: почти в каждом дворе были колодцы, и кроме того, существовали шесть ставов (прудов). Но хорошая вода была в немногих колодцах, в большей части она горько-соленая на вкус. Самая лучшая родниковая вода находилась в центре села, но невежество населения являлось причиной крайне небрежного содержания этого родника. Вне села, по разным направлениям и в разных местах степи, имелось 14 колодцев.

         Во всех источниках вода никогда не пересыхала и всегда была в изобилии, но уровень ее всюду, по наблюдению старожилов села, постоянно понижается. Жители занимались главным образом земледелием и скотоводством. Село не очень страдало от засухи и считалось среднеурожайным. Из хлебных растений здесь сеяли пшеницу, рожь, овес, ячмень, коноплю, просо, гречиху. В большом количестве культивировали пшеницу. В средний урожай ее собирали 60000 четвертей, а в хороший до 120000 четвертей. Продукты всех названных злаков большей частью получались высокого качества. Землю пахали покупными железными плугами, букарями и оралами. В них впрягали две-три пары волов или лошадей. Село имело восемь паровых молотилок, ! 2 веялок и две косилки. Земледельческие орудия закупались крестьянами у местных торговцев за наличные деньги. В среднем в год село покупало 15 плугов и 510 веялок: местные торговцы сбывали много земледельческих орудий и жителям соседних сел.

         К переписи 1897 года село имело паровую в восемь лошадиных сил молотилку, за которую заплатили 5600 рублей.1 Главная цель приобретения этой молотилки -обработка хлеба, который снимали с площади в 600 десятин, находящейся под общественной запашкой. Урожай составлял 1500 четвертей хлеба, а в хороший год - 3000. По окончанию обмолота хлеба молотилку отдавали в наймы частным лицам. Система обработки земли была залежная. Переделялась земля через пять лет.

         Скотоводством, как и земледелием, занимались почти все жители. В селе тогда насчитывалось 5259 лошадей, 9630 голов крупного скота, 21400 овец, 400 коз и 3540 свиней. Два местных священника имели пасеки, всего у них было 20 колод пчел. Все их усилия увеличить свои пасеки были тщетными. Причины - отсутствие медоносных растений.1

         Многие жители занимались извозничеством. Во второй половине XIX века в Белой Глине получило развитие бричное производство. Кроме крестьянских ходов и дрожек, выпускались рессорные линейки, фаэтоны, тачанки и даже кареты для почтовых станций.

         По количеству промысловых изделий село считалось в числе первых в Ставропольской губернии. Жители Белоглинской волости на всю округу славились не только как умелые хлеборобы, но и как отменные кустари. Среди развивавшихся промыслов в селе, особенно выделялось гончарное производство. Благо, добротное сырье для него находилось совсем рядом, в урогище «Глиница». В селе, как рассказывают старожилы, даже была улица, которую называли Горшочной. На ней и селились-то главным образом гончары-умельцы, славившиеся изготовлением керамических изделий, на которые был большой спрос по всей округе. Глину добывали и продавали не только на месте, но еще в большом количестве развозили по другим селам.

         В это же время благодаря хорошо развитому в Белой Глине скотоводству  возникли кожевенный и овчиноделательный промыслы. Уже в 1897 году в селе насчитывалось пять кожевенных и овчиноделательных заводов. Постоянно работали 43 мельницы, четыре маслобойни и некоторые другие производства. Многие жители занимались варкой кваса разных сортов. Женщины в зимнее время ткали холсты, ковры, пояса. Предметом заработка для некоторых служило вышивание белья.

 

        Все промысловые изделия сбывались на местных ярмарках, которых было две в год: весенняя - в день Вознесения Господня и осенняя - в день Рождества Пресвятой Богородицы. Базары проходили еженедельно по понедельникам. На ярмарках продавали скот. От его продажи выручалось 3000 рублей в год. Из хлебных культур в продажу шла только одна пшеница, так как остальные злаки культивировались в очень небольшом количестве, исключительно для домашнего потребления. Скупали пшеницу у жителей скупщики и ссыпщики, которых вместе с приезжими бывало от 20 до 30 человек. По национальности скупщики и ссыпщики были русские, греки, армяне, евреи.

         Закупленный у жителей хлеб они частью отправляли в г. Ростов-на-До1г/ или Новороссийск. В средний но урожаю год пшеницы продавали в селе 15000 четвертей, а в хороший -более 20000 четвертей. Запасный хлеб хранился в четырех общественных магазинах и пяти амбарах. Все они могли вместить 7000 четвертей озимого и 1789 ярового, что и должно было быть по числу ревизских душ.1 Скот продавали тоже на местных ярмарках. От его продажи выручалось 3000 рублей в год. Немалое число торгово-промышленных заведений указывало на большое развитие торговли. В селе было пять мануфактурных лавок, пять бакалейных, две галантерейных, 23 мелочных, четыре винных склада, 18 литейных домов, два трактира, пять мельниц с полным приводом, три водяных, 35 ветряных, одна паровая, пять овчиноделательных заводов, 16 гончарных, 2 кирпичных, четыре маслобойни, один пивомедоваренный.2 В 1883 году немец из Гамбурга Франц Осипович Груби в центре села Белая Глина прорыл скважину для воды. Питьевая вода, оказалась хороших вкусовых качеств, и на базе этой скважины он построил паровой пивоваренный завод.

         На этом заводе по его личным рецептам изготавливались пиво, фруктовые и минеральные воды. Пиво славилось большим спросом, большинство этой продукции отправлялось на экспорт за границу. Во Франции данное пиво завоевало пять золотых медалей.

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.

         У власти по управлению политическими, спорными хозяйственными и уголовными делами были: земский начальник, становой пристав, два урядника и 10-12 человек конной государственной стражи. Кроме упомянутых, из уездного предводительства дворянства наведывались следователи по особо важным делам, так как местная тюрьма, сложенная из белоглинского самана, обнесенная высоким забором, не пустовала.

У гражданской власти был избранный обществом крестьян Старшина (часто из богатых крестьян) — безграмотный, носивший на шее, на длинной цепочке большую медную медаль. Зато писарь был из дворян, который по существу управлял и волостью и старшиной. У Старшины было три помощника, которые назывались старостами. Они носили приколотые на груди мелкие медные медали и в их распоряжении были добрый десяток полицейских из местных крестьян, в большинстве отрабатывавших задолженность по налогам.

         Волостное правление села помещалось в доме, имеющем четыре комнаты и стоящем 1000 рублей. В селе была довольно хорошо устроенная каланча с постоянно находившимся на ней сторожем для наблюдения за пожарами. Содержалась и пожарная команда, состоявшая из 16 человек. При ней было семь пожарных насосов и 10 бочек с водой. Для разъездов по делам должностных лиц, соло имело 6 троек так называвшихся обывательских лошадей, содержание которых стоило 6060 рублей в год.1

Выше всех была духовная власть.

         В селе было четыре православных (Николаевская, Новониколаевская, Покровская, Троицкая) и две старообрядческих церкви. На улице Войкова когда-то находилась баптистская церковь.

         Население было православного вероисповедания. Издавна в селе существовало две свиты: старообрядцы австрийского толка и безпоповцы. Первая секта насчитывала своих последователей 50 человек, а вторая - до 58. Дальнейшего распространения эти секты не получили. Постоянные священники и дьяконы хорошо знали человека своего прихода по вере, благонадежности и т.п.

 

 16 апреля 1909 года белоглинцы написали жалобу па священника Павла Завгороднего, в которой обвиняли его в плохом отношении к пастве, во взяточничестве. Под ней подписалось 23 человека. Жалоба была отвезена в 11стсрбург и отдана члену Государственной Думы от ставропольских крестьян Григорию Рожкову. Но ему так и не дали возможности прочитать жалобу белоглинцев на заседании Думы. Но «духовное следствие» все таки было и длилось оно почти три года. В Государственном архиве Ставропольского края в делах бывшей Ставропольской духовной консистории находится это дело на 307 листах. Сверху подшита сама жалоба. Начато дело было 10 марта 1909 года, окончено 2 января 1912 года. И в конце мая последовал приговор. За все прегрешения и жульничества, за все лиходейства и лихоимства отец Павел был присужден к месячной епитимий при Кавказском обвальном монастыре, затем - перемещение в другой приход.2

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ.

На народное образование общество расходовало мало денег, поэтому имелось только два одно-классных министерских училища. Было еще два училища церковно-приходских одно-классных, но содержание их не обременяло общество. Годовой бюджет одного из министерских училищ равнялся 760 рублям, а другого - 730. Здание первого из них -старое, купленное в 1879 году на слом, стояло на болотистом месте и вообще не соответствовало своему назначению. Постройка его обошлась в 5000 рублей. Второе министерское училище - новое, построили его в 1885 году на площади, в сухом месте.

         На его строительство израсходовали 5600 рублей. В обоих школьных зданиях было отведено для учителей по две комнаты с кухней. При здании - сараи и колодцы, а также устроены гимнастические снаряды. В первом училище обучались 51 мальчик и 9 девочек, во втором - 55 мальчиков и 7 девочек.

         Церковно-приходские школы размешались в собственных зданиях. Содержались обе на средства духовного ведомства, обучались в них 114 мальчиков и 24 девочки. Преподавали в этих школах два учителя: один из них вышел из 2-го класса Ставропольской духовной семинарии, а другой - из четвертого класса Ставропольской классической гимназии.

         В 1894 году 26 февраля газета «Северный Кавказ» опубликовала корреспонденцию из Белой Глины: «В августе 1893 года обществом был куплен за три тысячи рублей рубленый дом с усадьбой у г. Вильде. Давно уже все указывали на этот свободный дом, как на одно из лучших помещений для школы. Но, к удивлению всех, в этот дом перевели волостное правление, а о школе забыли. Спрашивается: что нужней для общества, что важней и полезней для народа, - удобная школа или «удобное» для властей помещение? Школа была оставлена среди болот, в грязи и зловонии, а волостное правление, размещавшееся и ранее в приличном заведении перемещено в лучшее. Кому от этого польза, и какая?1

         С 1900 года в Белой Глине началось строительство второклассной учительской школы. Открылась она в 1903 году. В то время на Северном Кавказе таких школ было три. В Ставрополе — мужская и женская, в Белой Глине - мужская.

         Инициатором открытия школы был Андрей Прокопьевич Гончаров. Он был старшим учителем. Заведующий школой считался поп Орест Гребенский, который в школе почти не бывал, а руководил ею фактически один учитель. Потом старшим учителем был Иван Тихонович Гонущенко, который преподавал русский язык, методику и педагогику - дидактику. Вторым учителем был Николай Семенович Кулик (вел математику, физику). Потом вторым учителем был Ляпидевский Василий Иванович. В 1908 году в здании школы родился его сын, в будущем - первый герой СССР. Третьим учителем был Борис Терентьевич Чмутов. Он вел географию, историю.

         В здании школы было три квартиры для учителей, учительская, классные комнаты, столовая, кухня, умывальная, спальни, карцер (под лестницей), а во дворе к западу от здания школы - сундучная (подобие камеры хранения сундуков). Обучение проходило шесть лет. Образцовая школа имела три отделения, т.е. три года обучения. По окончании ее учились в первом, втором, третьем классах. После этого окончивший получал звание - учитель школы грамоты и имел право преподавать в начальной школе в небольших населенных пунктах.

         В 1912 году в Белой Глине открыли еще одну среднюю школу - коммерческое восьмилетнее училище. Эти две школы существовали самостоятельно. А в 1920 г. слились в одну среднюю школу. Занятия проходили в здании коммерческого училища. В здании второклассной учительской были открыты уездные годичные курсы школьных работников Медвеженского уезда.

 

         По сведениям Министерства народного просвещения в 1913 году в селе Белая Глина было населения около 27600 человек, детей школьного возраста (8-11 лет) 2440 человек. В пяти начальных училищах, в шести церковно-приходских школах и в школе грамоты обучались 850 детей.

Для полного охвата начальным обучением в селе не хватало школ на 1590 человек.'

         В селе работали две аптеки: одна - частная, другая общественная при волостном управлении. Из последней лекарства выдавали жителям села бесплатно. На все село был один фельдшер Яков Сергеевич Фингерман. В 1906 году земством была построена больница на 25 коек. Помещение больницы и кухня отапливались дровами. Вода для пищи доставалась в водокачке из глубокого колодца насосом, приводимым в движение конским приводом, а для технических нужд собирали воду с крыши больницы в бассейн.

         Огромное село получало всего пять газет «Биржевые ведомости», которые выписывали торговцы. Письма по домам не разносились, а раздавались по воскресеньям на крыльце почты. Получивший письмо обязан был давать «чаевые» чиновнику почты.

         Белая Глина имела общественный банк. Сельскохозяйственное кредитное товарищество, казначейство, а в 1910 году был построен и вступил в действие коммерческий банк. Помимо этих учреждений в кредит предполагались (на кабальных условиях - под залог имущества) паровые и моторные молотилки «Генрих Ланца», «Мариалла», «Гарета» и других заграничных фирм.

         Одно из увеселительных культурных очагов в Белой Глине был сад рядом с Покровской церковью, обнесенный высоким забором, а в саду клуб Сомского с многочисленными игральными комнатами и зрительным залом, куда пропускали только гостей и членов клуба, простонародью вход был запрещен. Всю ночь там играл духовой оркестр; одни посетители играли на деньги в карты, другие веселились, пили разные вина, водку, а у ворот стояли десятки извозчиков ждали подвыпивших пассажиров. Наряду с этим клубом были два кинематографа - с американскими, французскими и прочими заграничными картинами. Частных трактиров и пивных было мало.1

 

         Аджи Момедов построил гаремное заведение с бюстами обнаженных женщин для любителей, с обширным бильярдным залом, хотя бильярдных заведений и без него было в достатке1

         Было около десятка частных двухэтажных красивых зданий, из них три гостиницы (не считая постоялых дворов) с номерами, а внизу - трактиры и закусочные с водкой и винами.

         1894 год - начало постройки железной дороги, а в 1897 году прошел первый поезд.

         В 1907 году от железнодорожной станции Белоглинская через центр села до ссыпок, находившихся в южной части села была построена дорога, вымощенная булыжниками (около пяти километров), по которой возили на лошадях грузы, а извозчики пассажиров к поездам и от поездов. Каждая сотня строила свой участок дороги. Когда сотня заканчивала свою работу, то клали по золотому червонцу. Видимо, чтобы дорога была вечной, как сам драгоценный металл.

         В 1910 году была построена частная электростанция, и лампочки осветили купеческие и богатые дома, магазины и центральные улицы. В том же году установили телефонную связь - связав богатые дома с их производствами .

Были учреждены и общественные учреждения: богадельня, дом безродных стариков и ночлежная, постоялый двор и четыре заезжих двора.

         Таким образом, можно сказать, что внутреннее самоуправление села после отмены крепостного права стало более демократичным, развитие получили торговля, народное просвещение, медицина, почта и транспорт, в XX столетии стал меняться и внешний облик села. А это, в конечном счете, не могло не отразиться на быте сельчан.

 

ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ СЕЛА И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ.

         В книге Тварчлеридзе А. автор пишет что : «Коренные жители села состоят из малороссов и великороссов, переселившихся сюда большею частью из Воронежской губернии».

         Изучая метрические книги четырех церквей Белой Глины можно сделать вывод, что переселенцы приехавшие в наше село были из различных областей как России, так и Украины. Вот список губерний, наиболее встречающихся в метрических книгах церквей: Воронежская, Орловская, Харьковская, Рязанская, Курская, Черниговская, Могилевская, Полтавская, Таврическая.1

         В переписи населения 1897 г. вопрос о национальности отсутствовал, поэтому мы не можем достоверно судить об этническом составе села на рубеже Х1Х-ХХ столетия живущих, в Белой Глине.

         Но, рассматривая традиции, мы склоняемся к тому, что в быту и культуре преобладающими оказались русские элементы. А, следовательно, можно предположить, что в селе Белая Глина основная часть населения была русского происхождения. Далее в % отношении шли украинцы, а потом армяне, грузины, немцы, евреи и далее уже другие национальности.

Следует отметить, что в дореволюционное время название «русский» и «украинец» были малоупотребительными. Выходцы из украинских губерний называли себя «хохлами». А потомки переселенцев из русских губерний называли себя «кацапами». Эти определения, от части, еще помнят местные жители старшего поколения.

 

ГОВОРЫ

         История формирования населения Белой Глины показывает, что оно не было монолитным и в языковом отношении. Среди белоглинцев были носители южнорусских, русских и различных украинских говоров.

         Основой для сближения говоров являлось родство русского и украинского языков, этническая близость украинцев и русских.

         Влияние на говор в Белой Глине оказывало городское просторечие, т.к. в Белой Глине было много ремесленников, торговцев, купцов.

         Говоры испытывали влияние русского литературного языка.

         Белоглинский русский диалект - типичный диалект южнорусского наречия, с включением украинского наречия.

         К примеру слова, которые известны во всех южнорусских говорах: баз - открытый загон для скота, бедарка - двуколка, чувал - мешок, худоба - скотина, дежа -квашня, рогач - ухват.

         И вместе с тем украинские названия: кавун - арбуз, квасояя -~ фасоль, цыбуля - лук, а также важить - взвешивать, вечерять - ужинать, нема - нету, нехай - пусть.

         Разговаривая  со  старожилами  села  можно  услышать: хрухта, шахран, бухвет, хорох, гля - смотри. Можно сказать, что в результате взаимодействия двух родственных языков в Белой Глине образовался местный белоглинский диалект.

 

ЗАНЯТИЕ НАСЕЛЕНИЯ.

         В конце XIX - начале XX в. основой экономической жизни населения Белой Глины было земледелие.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Главной зерновой культурой крестьян села была озимая пшеница.

В среднем хозяйство, имевшее 2-4 земельных надела, при урожае 50-60 пудов пшеницы, оставляя на пропитание семьи до 20 пудов на едока и засыпая часть пшеницы на случай неурожая, такое хозяйство могло продавать 400-500 и более пудов в год и выручало значительные по тому времени денежные суммы (пуд пшеницы в 1910 г. стоил около 1 рубля). Однако следует иметь в виду, что и расходы семьи были довольно значительными. Крестьянин покупал ткани, одежду, некоторые продукты питания и др. Деньги нужны были и на улучшение хозяйства. Нужда в деньгах заставляла крестьянина продавать не только излишки. В бедных хозяйствах, где было мало земли или не хватало средств производства для ее обработки, хлеба часто не оставалось даже на пропитание. Средства к жизни в таких семьях приобретались приработком на стороне или сдачей земли в аренду.

Под посевы малоурожайной и невыгодной ржи отводились сравнительно небольшие площади. Для личного потребления сеяли гречиху, просо, бобы, горох, чечевицу, фасоль. В начале XX века в связи с увеличением поголовья лошадей расширяются посевы ячменя и овса. Кукурузу вначале сажали лишь по краю пашни и употребляли ее в пишу. Позже она начинает употребляться, как кормовая культура и посевы ее расширяются. Большинство семей выращивали масличные культуры: лен, коноплю, горчицу, сурепку. Конопля и лен служили также и для изготовления пряжи.

В начале XX в. распространяется масличная культура -подсолнечник.

В каждом хозяйстве сажали картофель.1

На усадьбах выращивали разнообразные овощи - капусту, помидоры, лук, чеснок, свеклу, хрен, редиску. В поле отводился участок под бахчи, где выращивали арбузы, дыни, тыквы, огурцы. Некоторые белоглинцы при хатах сажали сады.

В конце XIX в. в с. Белой Глине (так же как и по всей России) получает распространение трехпольная система земледелия с характерным чередованием: пар - озимая пшеница - яровые культуры.

Ранней весной, в марте - апреле, начинали распашку земли под яровые, осенняя вспашка производилась в сентябре -октябре. Для пахоты использовались: соха, плуг.

В конце XIX века деревянные части плуга постепенно заменяются железными.

Посев зерновых и пропашных культур производили ручным способом. Пахота, боронование и посев считались мужской работой.

С первых чисел мая начиналась прополка. Пололи гуртом -то есть всей семьей.

В конце мая - начале июня занимались уборкой сена.

Наиболее напряженным периодом сельскохозяйственных работ была уборка зерновых. В конце июня - начале июля поспевали озимые, во второй половине июля - яровые. Позднее начиналась уборка проса, льна, подсолнечника, кукурузы. В уборке участвовали все взрослые, подростки, старики. Работать приходилось от зари до зари.

Старинным орудием уборки хлеба был серп. В 80-90-е годы XIX в. он постепенно заменялся косой с прикрепленными параллельно клинку граблями. По традиции закрепленной многолетним опытом, хлеб убирали недозрелым, он дозревал в крестцах.

После уборки начиналась молотьба. Хлебные злаки, овес и ячмень с конца XIX в. стали обмолачивать гранеными жатками, вначале деревянными, затем каменными, вделанными в четырехугольную раму. Для обмолота бобовых, конопли, льна, подсолнечника употребляли цеп, которым в бедных хозяйствах обмолачивали и хлебные злаки. В начале ХХв. появляются молотилки, сначала конные, потом паровые. Стоили они дорого. Поэтому практиковалась сдача молотильных машин в наем, благодаря чему ими стала пользоваться часть крестьян.

После обмолота зерно веяли по ветру лопатой, а затем очищали при помощи кожаных ремней на треноге (грохот). В начале ХХв. во многих хозяйствах появляются веялки. Провеянный и очищенный хлеб свозили в чувалах ( мешках) и ссыпали в амбары.1

ЖИВОТНОВОДСТВО. В конце XIX - начала XX в. животноводство становится подсобной отраслью сельского хозяйства. В Белой Глине издавна разводили все виды домашних животных, распространенные в России: крупный рогатый скот, лошадей, овец, свиней, птицу.

Количество скота в отдельных хозяйствах было очень неравномерным и являлось одним из наиболее ярких показателей расслоения крестьянства. Очень рано скот становится товарным продуктом и в некоторых хозяйствах является одним из основных источников денежных доходов. Цены на скот в 1900-е годы были сравнительно высокими. Но содержание скота обходилось дорого, поэтому для продажи скот разводили лишь наиболее предприимчивые зажиточные хозяйства. Скот продавали на ярмарках, базарах или сдавали его скупщикам, занимавшимся перепродажей скота.1

 

ЖИЛИЩЕ

Жилище основной массы крестьян в конце XIX - начала XX столетия строилось преимущественно из местных строительных материалов - глины, камыша.

Наиболее характерным для Белой Глины можно считать турлучныЙ дом, представляющий собой деревянный каркас, обмазанный с двух сторон глиной (слой глины 30-40 см, смешанной с соломой). Большое распространение получили саманные дома (саман - большой кирпич, замешанный из глины и соломы и высушенный на воздухе).

Распространены также были и рубленые дома. Но в связи с тем, что лес был привозным, стоимость рубленого дома не всем была по карману. По улице Крестьянской - стоит рубленая хата. Хозяин - Зиняков В.М. рассказал, что его дед купил эту хату у священника, служившего в Троицкой церкви в 1906 году.

Турлучные и саманные дома обычно не имели фундамента. Под углы и стены рубленных домов ставили каменные или дубовые столбы. Почти во всех домах полы (земь) были глинобитными. Деревянные полы делали лишь в богатых хозяйствах. Для покрытия крыши использовали камыш. В начале XX столетия в селе появились 2 кирпично-черсиичных завода: Завод Пашкова и завод Брянцева. По кирпичные дома строились только в центре села купцами и богатыми землевладельцами, а также из него строили общественные здания. Примером может служить здание нынешней школы №12, построенное в 1903 г., для школы и здание нынешней музыкальной школы, построенное как банк в 1913г. А вот черепица пользовалась большим спросом и постепенно заменила недолговечный камыш.

Хата крестьянина имела две комнаты. Посередине располагалась русская печь. Основным топливом для печи служил кизяк, которым отапливали дома во многих безлесных районах страны.

По диагонали от печи был расположен передний (святой) угол, в котором висели иконы. Иконы украшались венками из искусственных цветов и вышитыми полотенцами (рушниками).

 

ПИЩА И УТВАРЬ

Ведущей отраслью белоглинцев на рубеже Х1Х-ХХ столетия было зерновое земледелие, и естественно хлеб (пшеничный) являлся основой питания. Наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске (остаток теста от предыдущей выпечки). Дрожжи приготовляли сами из хмеля. Ставили опару в больших обливных глиняных посудинах - макитрах. Обычно хлеб выпекали в печи на чисто выметенном поду. Тесто в печь ставили с помощью деревянной лопатки.

Среди других мучных изделий были распространены разнообразные пироги, вареники и галушки. Хозяйки пекли большие круглые пироги, с разнообразной начинкой, чаще с фруктовой. Вареники чаще всего приготовлялись с творогом или фруктами. Галушки ели меньше вареников, однако их пенили за быстроту приготовления. Тесто иа галушки резали ножом, или более жидкое тесто опускали ложкой в кипящую воду, молоко, бульон. Очень любили белоглинцы украинскую затирку: воду, бульон или молоко заправляли маленькими величиной с горошек, катушками круто замешанного пресного теста. Также белоглиискис женщины пекли блины и оладьи. Нередко кушанье из муки, отчасти заменяли хлеб: саламата ~ поджаренная пшеничная мука, заваренная кипятком (ее ели с подсолнечным маслом ими с пережаренными на сале луком); квота - запаренный пшеничный солод, смешанный с фруктами и запеченный; нулага - пшеничная мука, заваренная фруктовым отваром.

Разнообразные крупы имели огромное значение в питании крестьян. Каши варили на воде, или молоке, жидкие и густые. Гречневая и пшеничная каши были одинаково любимы. Пшено также использовали - из него варили каши, кулеги - жидкую пшенную кашу с картофелем разведенную молоком и заправленную луком, пережаренным с салом или на растительном масле (когда молоко не добавлялось). Это кушанье особенно часто варили во время работы в степи. Пшенные каши и супы с пшеном являются традиционными русскими блюдами.

 

Из бобовых культур белоглинцы довольно много употребляли фасоли. Из них готовили супы, отваривали и ели с маслом и салом, пекли пироги и т.п.

Подсолнечное масло имело очень широкое применение. С растительным маслом варили борщи, супы, ели каши, вареники и особенно овощи, даже заправляли им мясные блюда.

В Белой Глине издавна ели много разных овощей однако, как и везде в России, у наших прабабушек не было традиции хранения свежих овощей - обычно их солили, или квасили, не было также и большого разнообразия овощных блюд. Очень большое место в пище занимали свекла, помидоры и лук. К концу XIX в. картофель становится довольно существенной частью стола белоглинцев. Наиболее популярным овощным блюдом был борщ. Борщ варили с мясом, с салом или растительным маслом, а овощи могли быть свежими и квашенными, так же как на Украине, в южно-русских губерниях и на Дону. Термин «борщ» переносился на любую похдебку. Помидоры (томаты) были распространены у нас уже с 70-80-х годов XIX столетия. Их ели главным образом свежими, а на зиму засаливали.

В Белой Глине с успехом разводили бахчевые культуры: тыквы, арбузы и дыни. С тыквами (гарбузами, кабаками) варили каши и пекли пироги, арбузы и дыни солили, но больше всего ели свежими, нередко арбуз с хлебом заменял завтрак и ужин.

Особое место в питании занимали ягоды и фрукты. Из них варили пастилу и варенье (в небольшом количестве, т.к. сахар был покупным продуктом), но больше всего сушили для компотов (узваров). Приготовление из сухих и свежих фруктов и ягод компотов являлось характерным для юга России.

Белоглинцы издавна ели много мяса и мясных блюд. Свинину обычно засаливали, предварительно отделив мясо от сала. Много ели баранины, так как овцеводство было развито, а так же и птицу - варили куриную лапшу, жарили уток и гусей. С мясом готовили разнообразные первые и вторые блюда.

25

Очень характерным для белоглинцев было разнообразие молочных продуктов. Свежее молоко ели с хлебом, картофелем и т.д. Еще больше любили кислое молоко. Летом, в страдную пору, когда на полевых работах были заняты и женщины, молоко особенно кислое заменяло обед. Кислое молоко готовилось по-разному, больше всего любили ряженку (варенец) - топленое молоко, заквашенное сметаной еще теплым.

Другим очень любимым для белоглинцев молочным продуктом был творог. Употреблялось довольно много и сливочного масла. Масло приготавливалось по-русски: ставили сметану в печь на ночь, после чего ее сбивали мутовкой или в маслобойке . Для хранения масла впрок - его перетапливали и сливали в горшки (глечики).

Очень распространенным напитком в Белой Глине был квас, его готовили из разных продуктов: отрубей, сухарей, муки с добавлением солода или без него.

Таким образом, большую частью питания белоглинцев составляли продукты, получаемые в натуральном хозяйстве. А так как разница между хозяйствами крестьян была значительная, то имелась и разница в питании. Бедные семьи часто ограничивались едой крайне незатейливой: хлебом с пустым (без мяса и масла) бортом, картофельной похлебкой или молоком.

Пища делилась на ежедневную и праздничную, постную и скоромную. Хочется отметить обязательные (обрядовые) блюда, специально приготовленные в дни различных семейных и религиозных торжеств. Так, например, на родины и крестины обязательно варили кашу, в этот день даже приглашали на кашу. На свадьбу пекли из кислого теста шишки - маленькие булочки в форме шишек, которые раздавались всем приглашенным, свадебный каравай. Похоронные обряды обычно начинались с того, что всеми присутствующими съедалась ложка разварной сладкой рисовой каши - кутьи (иногда с изюмом), которую запивали узваром. На поминки, кроме того, приготовляли блины и оладьи из кислого теста.

На некоторые праздники аграрно-календарного цикла готовили специальные кушанья  и  печенья.  На рожество -

 

кутью, узвар; на крещение - кресты; на масленицу, как везде в России, пекли блины или, как у украинцев, кроме того, делали вареники; на 9 марта - день заклинания весны и прилета птиц - изделия в виде птичек - жаворонков; в последний четверг великого поста - хлеб, который затем давали скоту при выгоне его на летние пастбища; на пасху - высокий, сдобный белый хлеб - паску или пасху (куличом, как во всей России у нас его не называли) и, наконец, все варили и красили яйца; на Троицу девушки жарили яичницу.

Магический и символический смысл этих кушаний был забыт. Они воспринимались как дань традиции, вносившей разнообразие в привычный стол.

Приготовление пищи было делом женщин. В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты - рогачи; кринки, подойник (деревянное ведро), макитры, горшки.1

Мы видим, что в терминологии утвари отражается русское и украинское происхождение населения.

 

СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЙ БЫТ

На рубеже Х1Х-ХХ столетия в России наиболее распространенными были большие семьи, состоящие из трех и редко из четырех поколений, особенно там где занимались земледелием. Также для этого периода характерны и малые семьи в два поколения, состоящие из родителей и их детей. Тварчрелидзе в своей книги пишет, что в 1897 (перепись населения) в селе Белая Глина численность населения составляла около 13 тыс. человек и количество дворов более 2000. Следовательно, следует предположить, что средняя семья в селе состояла приблизительно из шести человек. А это - малая семья, в два поколения.

Таким образом, наряду с распространением в среде земледельческого населения районов большой неразделенной семьи бытовали и малые семьи, особенно в тех группах населения, основу хозяйственной жизни которых составляли промыслы.

Категория: История одного экспоната | Добавил: natalyanassi (30.09.2015)
Просмотров: 2927 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!