Среда, 24.04.2024, 10:23 Приветствую Вас Гость | RSS
Белоглинский историко-краеведческий музей
Баннер
Меню сайта
...
Форма входа
Главная » 2014 » Май » 19 » Свадебный вечор в Белой Глине
16:41
Свадебный вечор в Белой Глине

17 мая в  парке культуры и отдыха с. Белая Глина  царило необычайное  оживление. Аллея напоминала старый Арбат  где куда ни обратишь  взор, увидишь  мастеров декоративно-прикладного искусства представляющих свои творческие работы.  Поделки из фанеры, картины, ювелирные украшения, сувениры на свадебную тематику можно было не только рассмотреть, но и купить.  Столики  парикмахеров и визажистов  обступили женщины и юные  барышни.  Каждой хотелось  получить  бесплатную консультацию стилиста, познакомиться с работами экспертов в области красоты.  По парковой аллее прогуливались очаровательные девушки в белоснежных свадебных нарядах и это не случайно! В  рамках VIII международной  акции «Ночь музеев»  проходил   фестиваль  народных свадебных обрядов и традиций  «Свадебный вечор».  Инициаторами и организаторами мероприятия выступили Белоглинский историко-краеведческий музей, сотрудники отдела  ЗАГС белоглинского района и свадебного салона «Виктория», салон «Фотоподарки» и управление культуры Белоглинского района.                                                                                                      

Обряженная в кремовато-розовых тонах  сверкающая огоньками  гирлянд сцена танцевальной площадки и  входная цветочная арка придавали  месту проведения фестиваля особенную торжественность.

Старт фестивалю дал хор учащихся ДШИ. Детские звонкие голоса возвестили  о начале праздника.

Начальник  управления культуры белоглинского района Ирина Белявская объявила об открытии  фестиваля.

 Ведущие программы Наталья Чистякова и Андрей Ковалев рассказали гостям о свадебных традициях, бытовавших в старину, пословицах и поговорках. О незамужних девицах и холостых парнях народный фольклор сложил немало присказок.  Наши предки говорили: «Не женат - не человек, холостой – полчеловека.  Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет». В недалеком прошлом засидеться в девках,  тоже считалось большим несчастьем. Каждая девица  мечтала быть «мужней женой»,  о чем поведала  гостям   Александра Попова,  исполнив  старинную русскую  песню «Пташечка».

Свадьба на Руси традиционно начиналась со сватовства и сговора. Стороны будущих родственников договаривались о расходах, подарках и приданом. Все это происходило в доме невесты, где готовилось угощение. 

А в свадебном укладе жителей села Кулешовка невеста звала на свадьбу будущих родственников свекра и свекровь и одаривала жениха рубахой. С этим обрядом гостей познакомил    образцовый фольклорный казачий коллектив «Родничок Кубани» руководитель заслуженный работник культуры Кубани Иван Ганус,  и народный вокальный ансамбль «Кубанское намысто» руководитель заслуженный работник культуры Кубани Раиса Ганус. Говор  кулешовцев, шутливые прибаутки и песни гостям праздника пришлись по – душе. Аплодисменты зрителей не смолкали.  Обряд  «Кубанского намыста» и «Родничка Кубани» сменился веселой викториной. Вопросы, конечно же, были о самом главном событии в жизни – свадьбе. Участникам фестиваля необходимо было угадать, как называется домотканый спутник каравая? С чем приходят сваты в дом к родителям невесты? По каким знакам отличия можно узнать свата?

Ведущая праздника Наталья Чистякова поведала собравшимся, о традиционно девичьем  предсвадебном обряде  именуемом в народе –«девишником». А образцовый ансамбль народного пения «Росинки» детской школы искусств с.Белая глина под руководством руководителя Валентины Карпушиной этот обряд исполнил. Девочки пели старинные белоглинские песни, которым их научила Валентина Стадникова – солистка ансамбля «Родник». Валентина Николаевна рассказала о том, как  проходили девичники в ее молодые годы. Традиции добрые, обрядовые не уходят в прошлое. Молодое поколение перенимает ценные знания у старших, сохраняет самобытную культуру своих предков.

Неизменным осталось присутствие на свадьбе каравая. Этой традиции много сотен лет – впервые караваи появились на русских свадьбах еще в языческие времена. Пшеница символизировала богатство, процветание, успех, и выпеченный в форме солнца хлеб золотого цвета представлял собой мощнейший символ удачи и жизни в достатке.

Чтобы приготовить настоящий свадебный каравай, приходилось повозиться: считалось, что воду для него нужно набрать из семи разных колодцев, а муку отсыпать из семи разных мешков.

Кроме того, приготовление этого хлеба поручалось только замужней женщине, счастливой в браке и воспитывающей здоровых детей.

 Считалось, что лишь такая хозяюшка передаст свадебному хлебу положительную энергию, столь необходимую молодоженам. Выпекался каравай накануне свадьбы в доме жениха.
Народный фольклорный ансамбль «Родник» под руководством   Марины Каткевич «испек свадебный каравай».  Нарядные женщины в традиционных русских  костюмах как встарь исполнили свадебные песни, которые пели их мамы и бабушки когда ваяли самый главный каравай будущей семейной четы.

Андрей Ковалев рассказал присутствующим о предназначении обрядовой сдобы.                                                                                                               Подносить хлеб-солнышко молодоженам полагалось после венчания, причем подавала  его мать жениха. Каравай было принято класть на красивый вышитый свадебный рушник, и подносить супругам для  поцелуя. Каравай не ели, не пробовали, не ломали и не кусали, его трижды целовали!  После этого хлеб резали на кусочки и разносили всем гостям. Уже не для поцелуев, а для еды. Устроители «Свадебного вечора» как и полагается, разрезали  душистый хлебушек и угостили им присутствующих.                                                         На Руси день бракосочетания начинался очень рано. На заре в доме невесты совершалось таинственное действо, палили постель и пели особенные песни-заговоры. С этим замечательным  обрядом всех познакомил  народный театр казачьей песни «Во светлице» ст. Успенской, руководитель Игорь Дергоусов. Лет 20-30 назад символичное  сжигание постели (пучка соломы) было обязательным. Оно означало уход девушки из родительского дома навсегда. В народе говорили: «спать, тебе девица у мамки да отца  больше негде. Теперь твоя постель в доме мужа, там и живи».  Все в народных преданиях, песнях, сказаниях имело глубокий смысл. Народный вокальный ансамбль «Сударушка», руководитель Валентина Шкребко, исполнил  песни, исполняемые на сельских свадьбах в наши дни.                                        Свадебные традиции зависят от местности и категории населения. В Белой Глине, например перед тем, как жениху  отправиться за красавицей невестой родители благословляют его иконой. Автомобиль молодоженов   непременно переезжает через разосланную во дворе  шубу, что по - поверью обязательно принесет в дом молодоженов достаток и благополучие.   Издавна, когда жених со сватами приезжает за невестой, начинается  весёлая церемония её выкупа.  В ст. Успенской выкупают  невесту согласно старинному казачьему церемониалу. Народный театр казачьей песни «Во светлице» представил зрителям этот удивительный обряд.                                                         Тема фестиваля его организаторами была выбрана  не случайно. Месяц май как раз открывает свадебный  сезон. Хотя в настоящее время некоторые люди верят в  придуманную кем-то примету о том, что если заключить брак в мае месяце, всю жизнь будешь «маяться».  Специалист отдела ЗАГС Белоглинского района Елена Сироткина развеяла нелепый вымысел, и пригласила на торжество изумрудных  юбиляров супругов Шаламовых , которые вступили в брак в мае месяце 55 лет назад. Георгий Иосифович и Валентина Михайловна внесли свои подписи в книгу почетных юбиляров семейной жизни, и поделились простым секретом семейного счастья. «Мы с женой не «маялись», всегда любили друг друга, жили в трудах и заботах, а потому ссориться было некогда» - шутливо заметил глава семьи, и пожелал молодежи брать с них пример. Пожилая семейная пара принимала поздравления и аплодисменты  от гостей фестиваля.  Сегодня они пример многим парам сумевшим сохранить мир в семье и любовь, пережить нелегкие испытания, которые иногда посылала судьба.

Кульминацией фестиваля стала выездная регистрация брака.  Гости замерли в изумлении, когда ведущие праздника пригласили на сцену Оксану Пикулеву и Валерия Комарова. Молодые люди обменялись обручальными кольцами, выпустили в небо белоснежных голубей  символизирующих верность браку, любовь и преданность, а так же  приняли поздравления всех присутствующих на фестивале гостей. Все собравшиеся  рукоплескали  молодоженам, приветствовали их громкими криками «Поздравляем!». Сергей Башкатов исполнил для Оксаны и Валерия песню Е.Хрулевой «Невеста». В вальсе закружилась супружеская пара   Комаровых. Восторженно аплодировали зрители молодоженам, ведь они стали свидетелями рождения новой семьи! Всегда особенно радостно видеть счастливую пару, гордого своей избранницей жениха и в красивую в белом невесту...                               В древней Руси  белый цвет в подвенечном наряде невесты не использовался, он появился лишь в 19 веке.  До этого традиционным цветом свадебного платья на Руси считался красный или зеленый. В те времена, будущие невесты готовились к свадебному обряду заранее. Они собственноручно вышивали свадебные платья.  По красоте и качеству сшитого подвенечного наряда судили о способностях будущей хозяйки. Голову невесты украшала повязка с пришитыми лентами разных цветов, которые ниспадали по спине. Это украшение называлось «красотой».  В разные времена невесты также надевали на голову венок или знаменитый кокошник красного цвета. При царе Петре I, который хотел, чтоб в России все было, как в Европе, свадебные платья русских невест тоже изменились. Они стали копией тех, в которых выходили замуж европейки.                                                                   Об истории моды  в 20-м веке не только рассказали Наталья Чистякова и Андрей Ковалев, но и пригласили для ее показа   на подиум  моделей  в свадебных   платьях прошлых лет.                                                                Вниманию гостей было  представлено  платье   начала шестидесятых годов прошлого века,  в котором выходила замуж жительница села Белая Глина Валентина Чубукина. Сама ведущая фестиваля Н.Чистякова была одета в подвенечный наряд тридцатилетней давности производства ГДР.                     В наше время необычно простенько и элегантно  смотрится платьице   второй половины восьмидесятых годов. Мария Жарикова  представила  наряд,  в котором выходила замуж Главный хранитель фондов музея Наталья Лысунова. Наталья Анатольевна о своем  платье говорила «Сложно было  купить в пору дефицита  белоснежную красивую ткань.  И не каждая портниха бралась шить подвенечное  платье, так как боялась испортить ткань. История моды развивалась стремительно. В начале девяностых годов невесты отдают предпочтение  гипюру  и атласу, рукавам - фонарикам. Модель Екатерину Горбункову с интересом разглядывала Нина Пономарева. Ее дочь когда-то затмевала своей красотой многих невест,  в представляемом платье. Юля Журкина пришла на «Свадебный вечор» в платье своей мамы Елены. Еще раз в свои белоснежные наряды одели Янина Сотникова, Юлия Пшеничная, Анастасия Косторная, Александра Попова, изящная Наталья Крупинская.

Невеста в белом всегда прекрасна – заметил Андрей Ковалев, приглашая на подиум модель Надежду в платье Зои Дембовской. Ее наряд периода начала девяностых годов расшитый бисером и искусственным жемчугом  и сегодня не уступает по красоте современным.                                                             Дефиле в стиле ретро сменил показ современных шикарных платьев представленных спонсором фестиваля свадебным салоном «Виктория». Перед гостями предстали двадцать невест и каждая  само очарование. Все безупречны, от кончиков волос до ноготков.  Создавали образ невестам белоглиночки  визажисты и мастера парикмахерского искусства.

Начальник управления культуры района отметила благодарственными письмами талантливых экспертов в области красоты

 Благодарственными письмами за участие в фестивале «Свадебный вечор», организацию и проведение  были отмечены:

Визажисты – профессионалы Оксана Славгородская, Мария Переверзева,

профессионалы в области красоты – Светлана Бунина. Профессиональные консультанты по красоте компании Мэри – Кэй – Людмила Цирульник , Юлия Пшеничная . Представили свои творческие работы  профессиональный косметолог- визажист Ольга Гайдабурова.  

 Невесты все как одна, словно с обложки гламурного  глянцевого журнала.                                                                               

Так же были отмечены благодарственными письмами  мастера парикмахеры; Наталья Постельная - талантливый парикмахер – универсал представила  несколько своих работ. Её умелыми ручками уложена  не одна сотня локонов и сплетена дюжина замысловатых косичек. Розалия Караченцева   просто мастерски укладывает самые непослушные дамские кудряшки, плетет косички. Дизайнер по прическам Анна Казарова – молодой, но уже состоявшийся мастер.  Пока визажисты и парикмахеры завершали образы своих моделей, в толпе гостей праздника  все увидели скромную девушку Галину Есину, искусно заплетающую девушкам замысловатые косички. Галина, прибыла на «Свадебный вечор» в качестве зрителя, но  с большим удовольствием примкнула к мастерам и уложила несколько причесок, как говориться,  в режиме реального времени!

Так же Ирина Белявская вручила благодарственные письма творческим коллективам принимавшим участие в праздничной программе, поблагодарила   спонсоров  фестиваля; фотографа Ларису Стадникову (она же владелица салона «Фотоподарки») и хозяйку  свадебного салона «Виктория»  - Викторию Глазатову.                                                    

 Фестиваль в очередной раз собрал вместе богатство земли – белоглинской  - талантливых людей, хранителей своих традиций, творцов- созидателей

Просмотров: 2268 | Добавил: natalyanassi | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!